Симпозиумы, конференции

Пермистика

История проведения симпозиумов «Пермистика» берет свое начало с 1986 года, когда по инициативе кафедры удмуртского и финно-угорского языкознания Удмуртского госуниверситета в Ижевске состоялся первый форум пермистов. Инициаторами проведения симпозиумов были преподаватели Удмуртского государственного университета во главе с профессорами В. К. Кельмаковым и И. В. Таракановым.

В последующем симпозиумы проходили каждые два года в регионах распространения пермских языков (в Ижевске — 1986, 1988, 1992, 1994, 1996, 2002, 2004, 2008 гг.; в Сыктывкаре — 1990, 1998, 2000, 2010 гг.; в Перми в 2006 г. 

Тематика симпозиумов — изучение внутренней структуры пермских языков и их диалектов, истории развития конкретных языковых явлений, экстралингвистические проблемы социального функционирования и методики преподавания языков.

Идея организации подобного научного форума была обусловлена не только достигнутым к тому времени уровнем развития науки о пермских языках, но и необходимостью координации исследований, проводившихся, наряду с двумя основными центрами пермистики — Ижевском и Сыктывкаром, также во многих других городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Кудымкаре, Глазове, Таллине и т.д. От симпозиума к симпозиуму накапливается опыт проведения данного научного форума, повышается его статус, расширяется тематика докладов, увеличивается количество участников. В работе конференции активно участвуют зарубежные ученые из Финляндии, Венгрии, ученые Мордовии, Марий-Эл, Чувашии, Татарстана и др. 

С 1988 года начинается традиция посвящения очередных симпозумов крупным ученым, внесшим существенный вклад в развитие пермской филологии.

Эффективность проведенных симпозиумов очевидна:

а) Симпозиум стал хорошей школой для научной молодежи: в нем, наряду с докторами, кандидатами наук, принимали участие аспиранты, а также в некоторых случаях студенты и учащиеся гимназий. Некоторые из них защитили кандидатские, докторские диссертации;
б) По материалам симпозиумов вышли сборники докладов, сообщений, по пермским языкам опубликовано ряд учебников, учебно-методических пособий, монографий.

Финно-угорские языки в образовательном пространстве

18−19 марта 2010 года на базе факультета удмуртской филологии прошла Международная научно-практическая конференция «Финно-угорские языки в образовательном пространстве», посвященная юбилею специализации «Удмуртский язык и литература, финский/венгерский язык».

Целью данной конференции являлось использование и распространение инновационного опыта, накопленного в области преподавания финно-угорских языков; демонстрация возможностей новых педагогических технологий и обучение их использованию в процессе обучения; расширение научно-методического сотрудничества между российскими и зарубежными образовательными учреждениями.

С момента возникновения факультета удмуртской филологии появилась возможность изучать дальнородственные языки (финский, венгерский) на профессиональном уровне с целью знакомства с научной литературой и развития научных кадров по удмуртской филологии. Первый прием на специализацию «Удмуртский язык и литература, финский/венгерский язык» был осуществлен в 1995 году.

В докладах были представлено современное состояние преподавания финно-угорских языков в финно-угорских регионах России. Как было отмечено, языковое поле совершенно не зависит от языкового ядра, т. е. от численности самих носителей языка. В распространенности языка огромное значение имеет языковое поле, иначе говоря, сколько людей используют язык в качестве второго языка.

Практическая часть конференции началась с открытых уроков. Преподаватели финского и венгерского языков поделились с опытом работы зарубежных специалистов в преподавании языков. Симо Кантеле и Лео Яппинен, лекторы финского языка, представили активные педагогические технологии в работе со студентами при обучении финскому языку. Миклош Деметер, лектор венгерского языка, продемонстрировал этнокультурные подходы в обучении венгерскому языку.

Основными задачами мастер-классов, представленных выпускниками специализации «Удмуртский язык и литература, финский/венгерский язык» были следующие задачи: обобщение опыта учителя по определенной проблеме, представление методов, приемов, форм деятельности, передача учителем-мастером своего опыта. Мастер-классы были проведены на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97 с полным днем пребывания детей» и Ижевская гимназия № 56 г. Ижевска. А. В. Герасимова, учительница удмуртского языка и литературы Малопургинской гимназии, поделилась опытом использования учебника по краеведению «Даур куара» на уроках удмуртского языка в средних классах. Интегрированный урок удмуртского языка «Изучаем родственные языки» с привлечением материала финского языка провела заведующий лабораторией полинационального образования, учительница удмуртского и финского языков В. А. Иванова. На уроке финского языка А. А. Григорьевой были продемонстрированы игровые формы обучения иностранному языку. Т. Ф. Юмина представила разнообразные приемы и методы организации учебной деятельности для проявления познавательной активности школьников.

Для учащихся 9−11 классов сельских школ была составлена познавательная программа. Они приняли участие в деловой игре «Асьмемыз ќте сюрес». В ходе игры учащиеся познакомились с культурой Финляндии, Венгрии. Совместно с приемной комиссией УдГУ для ребят была устроена экскурсия «Знакомство с Удмуртским государственным университетом».

В рамках конференции была проведена встреча со стажерами и лекторами финского и венгерского языков «Языковое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт». С. Кантеле, Л. Яппинен, Х. Ропканен рассказали о возможностях изучения языков в Финляндии. М. Деметер, лектор венгерского языка, познакомил слушателей с университетами Венгрии, в которых ведется обучение удмуртскому языку. Развитие двухуровневой системы в Германии было представлено в выступлении Каролины Йоххейм.

Конференции